Дом Юриста (Особняк Кельха)

Особняк Барона Кельха - один из старейших особняков Петербурга, построенный в 1896-1903 гг. (архитекторы - Чагин В.И., Шене В.И.). Лицевой фасад решен в духе французского ренессанса, тогда как внутренний дворик выдержан в формах готики. Интерьеры здания выполнены в классическом итальянском стиле, поражающем воображение своим великолепием и утончённостью. Самое романтическое и запоминающееся помещение особняка - Готическая столовая. Огромный прямоугольный зал занимает большую часть второго этажа дворового флигеля. Выдержанный в формах готики интерьер отличается изощренностью фантазии и совершенством исполнения.

Название зала
Общая площадь (кв.м)
Фуршет (чел.)
Банкет (чел.)
Дубовая столовая 100 90 60
Белый зал 160 150 100

Стенные панели, потолок, мебель, обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В огромные окна, разделенные переплетами на узкие вытянутые в высоту части, помещены витражи. Богатство цветовых оттенков, сложная композиция оконных переплетов, темный цвет ореха с множеством резных элементов, скульптур, горельефов - все это создает атмосферу таинственности и загадочности. Самые эффектные помещения второго этажа основного корпуса - Белый (или Концертный) зал, Большая гостиная и Малая гостиная - выходят окнами на улицу. Белый зал занимает среднюю часть основного корпуса с окнами на юг (на ул. Чайковского). Оформление этого интерьера решено в стиле "второго рококо" и поражает необыкновенным разнообразием используемых форм и насыщенной пластикой. В 1999 году в здании особняка Барона Кельха был сделан ремонт и здание приобретело новое имя – Дом Юриста.

Дом №28 по улице Чайковского находится на участке, принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра. Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым. В 1858 году участок приобрёл греческий консул Григорий Кондоянаки. Архитектором А. К. Кольманом для его сына Ивана в 1858-1859 годах здесь был построен двухэтажный особняк в стиле барокко. В 1896 году за 300 000 рублей участок приобрела Варвара Петровна Кельх. Варвара Петровна принадлежала семье сибирских промышленников, унаследовала громадное состояние в которое входили Ленские золотые прииски и Ленско-Витимское пароходство. Новые владельцы решили перестроить особняк. Проект нового дома был заказан архитекторам В. И. Шене и В. И. Чагину. За два года ими был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже. К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна. 17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение.  С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.